сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Автоматизированная система управления знаниями компании на базе e-learning «Интеллектуальный банк».
Начало 05.09.2014 12.00 (по московскому времени)

Особенности кросскультурного обучения: китайский опыт
Начало 11.09.2014 12.00 (по московскому времени)

Выбираем добровольное медицинское страхование (ДМС): создание «золотого баланса»
Начало 16.09.2014 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

  02.09.2014
Семинар - практикум "Аналитика для HR", г. Алматы
  08.09.2014
Проведение внутреннего аудита кадрового делопроизводства с учетом норм трудового законодательства
  15.09.2014
Грамотное оформление внутренней документации по обучению персонала (с учетом норм трудового права и законодательства об образовании)
  15.09.2014
Новые сотрудники в организации: подбор, найм, адаптация
  15.09.2014
Современные технологии работы с молодыми рабочими и специалистами
полный список

Последние обсуждения

  30.07.2014 11:51:33
Как потушить профессиональное выгорание?
  30.07.2014 11:48:05
Вакансия: Начальник службы по кадровой политике, г. Томск
  28.07.2014 12:54:44
Ищу работу директора по персоналу, менеджера по персоналу или бизнес-тренера в Киеве
  25.07.2014 18:03:51
Ищу in-house рекрутера (профиль: эксплуатация. недвижимость, строительство)
  25.07.2014 12:04:36
Срочная вакансия - Менеджер по обучению и развитию персонала в одну из крупнейших девелоперских компаний (г.Москва)


Опросы
  Ключевые факторы удержания и текучести персонала
  Клиент всегда прав?
  Мой непосредственный руководитель_
Все опросы


Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях

      Тематические разделы:
      Психология, теории HR : Социальная психология

      Дата публикации: 05.06.2009


      Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 - 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

      Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

      В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы («Развитие высших психических функций», 1931).

      "Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения".

      У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

      Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

      При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

      1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

      2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

      ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

      Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

      ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.

      Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

      История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.

      Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова).

      Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

      Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.

      Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления. Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизаторской точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

      ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

      У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

      Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков - искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

      Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

      Схема психических процессов в представлении Выготского выглядит так

      Схема психических процессов в представлении Выготского

      В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя – интерпсихическая, а второй – как внутренняя – интрапсихическая.

      При этом знаки, будучи продуктом общественного развития несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

      Сознание необходимо изучать экспериментальным путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

      Одной из важнейших их характеристик является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

      Для высших психических функций принципиально наличие внутреннего средства. Основной путь возникновения высших психических функций - интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

      Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.

      Социогенез высших психических функций и есть их естественная история.

      Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул.

      Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

      При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты).

      Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

      Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества.

      Он считает, что обучение должно «вести за собой» развитие, это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным.

      Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

      Share |

       

      Версия для печати

      Читайте также
      Гражданская лирика: Тест "Диагностика межличностных отношений" Т. Лири

      В 1954 году Тимоти Лири было 34, до первого эксперимента с психоделиками, популяризация которых сделала из него икону для бунтующей молодёжи, оставалось 6 лет. 16 лет отделяли его от тюремного заключения по обвинению в хранении наркотиков и побега. В этот год он создал тест, диагностирующий межличностные отношения, ставший основой его книги, психологического бестселлера конца пятидесятых, «Межличностный диагноз». Спустя полвека, методика тестирования профессора Лири всё ещё актуальна, и по-прежнему в ходу у сотрудников американских спецслужб. Мы попросили специалистов в области психологии и HR рассказать о том, насколько полезно детище Лири в их современной практике.

      Эмоциональный интеллект в формате «бизнес»
      Эмоциональный интеллект в формате «бизнес»

      Эмоциональный интеллект - это комплекс способностей, которые позволяют распознавать и управлять своими и чужими эмоциями и использовать эмоции для решения проблем. То есть это именно те способности, которые напрямую влияют на успешность человека.


      Эмоциональный интеллект - еще один показатель эффективности руководителя
      Эмоциональный интеллект - еще один показатель эффективности руководителя

      Управлять компанией с помощью эмоционального интеллекта в российском бизнесе сегодня модно. Но это похоже на поиск нового лекарства от всех бед — проглоти и станешь хорошим управленцем. Ученые, всерьез разрабатывающие теорию ЭИ, без устали критикуют отечественные бизнес-практики развития ЭИ.

      Начальник лаборатории (бюро) социологии труда
      Тест "Диагностика межличностных отношений" Т. Лири

      Данная методика позволяет проанализировать особенности человека, проявляющиеся в межличностном взаимодействии.
      Имя 
      Пароль  забыли?
      Присоединяйтесь!

      Новые материалы

         Дистанционное обучение в ритейле: опыт компании Примороссо
         ОАО "Шереметьево-Карго": использование СДО в профессиональном обучении
         Основные HR тренды о которых нужно знать
         Победу сборной Германии обеспечил анализ больших данных
         Как расширить существующий портал возможностями СДО: опыт Корпоративного университета ОАО «РЖД»

      *Подписка на НОВОСТИ HRM
      Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:
        

       
      Подпишитесь на
      рассылку
      Вебинары HRM


      Последние комментарии

         Олег, спасибо за пост!
         у нас тоже 50 млр по делу Юкоса))) видимо, менеджеры были не вовлечены в процесс)))
         Ольга, спасибо Вам за ваши содержательные статьи, но давайте договоримся: еще одна ссылка анкорная и...
         КЗоТУ расшифровывается как Кодекс Законов о труде Украины. Поэтом я написал КЗоТУ а не КЗоТ. Будьте...
         Извините, а данный форум направлен только на украинское законодательство? Если да - смело от него отписываюсь....
      Все статьи


      Интервью




      Наталья Спиридонова, руководитель интернет-портала HRdocs.ru и одноименной консалтинговой HR-компании рассказывает о новом инструменте для более простой и более эффективноий организации работы HR-директора и рекрутера.

      все интервью




      О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM