сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  13.06.2019 14:28:30
Открытие стоматологической площадки 3M Espertise Center
  12.06.2019 13:17:49
Смена офиса на рабочую специальность. Нужен совет!
  03.06.2019 17:41:20
СИБУР и 3M заключили соглашение о сотрудничестве в области экологических и цифровых разработок
  17.05.2019 12:29:44
Визуализация и демаркация опасных зон – эффективный и некапиталоемкий способ повышения безопасности человека на производстве
  15.05.2019 18:30:19
3М выпускает пленки для защиты информации для всех моделей линейки Apple iPhone Х в России


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс)


Правильное проявление своих эмоций - это существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения.
Тематические разделы:
HR-Менеджмент : Личная эффективность менеджера
HR-Менеджмент : Личная эффективность менеджера : Стрессоустойчивость

Источник: ''Управление персоналом''#3, 2000

Автор: Ю. Мельник

Дата публикации: 14.12.2000


Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс)

Правильное проявление своих эмоций - это существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения.
К сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, что грозит определенными издержками на уровне личных переживаний, может послужить внутренним источником стресса и повлиять на качество межличностных отношений. Особенно опасен дистресс или отрицательный стресс, который повышает уязвимость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям и поэтому требует немедленного принятия мер по его преодолению. Именно такой стресс в обыденном сознании рассматривается как негативное явление, которое приносит одни страдания, что, естественно, оказывает влияние на здоровье человека. Эта точка зрения характерна и для менеджеров, большинство из которых также рассматривают стресс только как негативное, неприятное явление в своей жизни. При этом многие менеджеры не делают различий между факторами, вызывающими стресс, иначе - стрессорами, и симптомами стресса. Так, по мнению менеджеров, стресс - это и когда слишком много работы и слишком мало времени, это и не- способность справиться с накопившимися делами, это и слишком большое социальное и эмоциональное давление, это и состояние тревожности и раздражительности. Подобное представление о стрессе является достаточно распространенным. С точки зрения когнитивной психологии, именно представления о мире, событиях, явлениях, правильные или неправильные, и обусловливают поведение человека. Поэтому неверное представление о стрессе само может стать своеобразной предпосылкой возникновения настоящего стресса.
Для возникновения стресса необходимо взаимодействие двух факторов, которые могут быть обозначены как 1) “потенциальный стресс” (включает стрессоры) и 2) “способность преодолеть” стресс. Человек оценивает свои возможности и способности встретить стресс и сопоставляет их с предъявляемыми требованиями, внешними или внутренними, исполняющими роль стрессоров. Если возможности и способности соответствуют требованиям, т.е. человек видит в себе силы адекватно переработать стрессоры, то стресс как таковой не возникает. Несоответствие между потенциальными стрессорами и имеющимися способностями встретить стресс и вызывает стресс на физиологическом и психологическом уровнях. Такое несоответствие может быть обозначено как дисбаланс.
Таким образом, не сами стрессоры (негативные жизненные события или внутренний конфликт) являются причиной стресса, а представления человека о том, сможет он или не сможет справиться со стрессорами. Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией со всеми вытекающими последствиями, а для другого - необходимым элементом жизнедеятельности. Индивидуальные различия по отношению к стрессу обусловлены во многом своеобразными личностными особенностями человека. В одной из работ, посвященных изучению стрессов у менеджеров (2), выделено шесть диспозиционных типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс.

1. ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ТИП - к этому типу относятся люди с сильной потребностью достижения и успеха. В основном это менеджеры, которые энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание себя. Основными симптомами стресса являются бессонница, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение и потребление алкоголя.
2. СПОКОЙНЫЙ ТИП - к нему относятся безмятежные и спокойные люди; они ориентированы на прошлое, мечтательны и малоактивны, соблюдают баланс между работой и домом, отличаются низкой уязвимостью к стрессу. Причинами стресса могут стать или другие люди, или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренное течение жизни.
3. СОВЕСТЛИВЫЙ ТИП - к этому типу относятся люди мелочные, дотошные, педантичные, тщательные, догматичные и стабильные, консервативные и обязательные. Они верят авторитетам и подчиняются традициям. Для них причинами стресса являются в первую очередь другие люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения. Для них обычно характерна средняя степень уязвимости по отношению к стрессу, но они очень чувствительны к изменениям их привычной жизнедеятельности.
4. НЕОТСТАИВАЮЩИЙ ТИП - к данному типу относятся люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим и избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтации и проблемных отношений с другими. Вообще испытывают внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, что и является частой причиной стресса.
5. ЖИЗНЕЛЮБИВЫЙ ТИП - люди, относящиеся к этому типу, жизнелюбы, сильные, энергичные, живут полноценной жизнью, жаждут новых событий и впечатлений, импульсивные и рискованные, для них характерна частая смена интересов. Причинами стресса для людей этого типа являются рутинная и скучная работа и чрезмерное внутреннее напряжение, которое существенно повышает уязвимость к стрессу.
6. ТРЕВОЖНЫЙ ТИП - люди, принадлежащие к этому типу, отличаются высокой уязвимостью к стрессу, испытывают беспокойство по поводу возможных неудач, ориентированы на будущее и чрезмерно рефлексируют, характеризуются высоким внутренним напряжением при низкой самооценке. Причинами стресса для тревожного типа личности являются ответственная работа и резкие изменения в жизни.
Данные личностные типы характеризуются теми или иными диспозициями и установками по отношению к жизни, работе, здоровью и, в связи с этим, отличаются по степени уязвимости и глубине переживания стресса.
Кроме перечисленных причин стрессов, можно выделить некоторые дополнительные, которые являются специфичными для работы менеджера. Причинами стресса у менеджеров могут служить следующие факторы:
1) организация - ее бюрократическая структура, постоянные изменения в организации, характер иерархических отношений;
2) работа - перегруженность или незагруженность работой, необходимость часто принимать решения и ответственность за людей (следует отметить, что незагруженность работой является более значимой причиной для возникновения стресса, чем возможные перегрузки);
3) карьера - смена карьеры в результате несоответствия деятельности способностям; остановившаяся карьера; потеря четких и ясных целей и ориентиров;
4) взаимоотношения - характер отношений с вышестоящими, подчиненными и коллегами;
5) внутренние переживания - неадекватные представления о себе, негативный подход к жизненным обстоятельствам, который обусловлен негативным “Я-образом”, различными страхами по поводу своей компетентности, а также несбалансированными внутренними потребностями,
В целом “менеджерский стресс” имеет полифакторную этиологию, т.е. обусловлен многими причинами и носит комплексный характер. Поэтому преодоление такого стресса требует соответствующей компетентности при формировании стратегии борьбы со стрессом. Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности встретить стресс на личностном уровне, от умения управлять своими эмоциями и от способности изменять социальные обстоятельства. Таким образом, можно говорить о трех основных стратегиях преодоления стресса - личностном росте, эмоциональной регуляции и управлении изменениями.


ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Постоянный личностный рост благотворно влияет на поведение и здоровье человека. Центральным понятием личностного роста можно считать образ собственного Я, который представляет собой своеобразную психическую и духовную картину самого себя. Образ себя и степень принятия себя предопределяют рамки человеческих возможностей, механизм позитивного и негативного мышления, личный практический опыт, способность преодолевать жизненные обстоятельства, адекватность проявления эмоций. Таким образом, личностный рост является фундаментальной психологической стратегией управления собой. Основные положения, касающиеся механизмов личностного роста в связи с принятием себя и своего здоровья, изложены в работе М. Мольца (3). “Образ Я” - это общая концепция, представление о своей личности, которое включает в себя как компоненты телесный опыт, опыт социальной жизни в обществе и оценочные суждения о себе. В принципе наше поведение всегда согласуется с “Образом Я”, но “Образ Я” это всего лишь ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о себе, т.е. картинка, которая может меняться. Активное изменение своего “Образа Я” связано с механизмом позитивного мышления. Личностный рост - это процесс нахождения адекватного и реалистичного представления о себе, с которым можно существовать. “Образ Я” должен быть приемлемым, ему нужно доверять и не бояться его, его содержание поддается творческому развитию, что способствует приближению представления о себе к истинному Я человека. Стремление к личностному росту изначально заложено в человеке. Это стремление реализуется на основе “механизма успеха”, который является неотъемлемой частью функционирования человеческого организма и работает на подсознательном уровне. Этот механизм обеспечивает нам известные и привычные поведенческие акты, например, ходьба, бег, а также другие автоматизмы и навыки. Данный механизм может быть переведен на уровень сознания и использован в процедуре личностного роста с помощью позитивного мышления. Основу позитивного мышления составляют позитивное настроение и процесс формирования желаемой цели, которой необходимо достичь. В практическом плане работа “механизма успеха” заключается в генерировании образа цели на основе деятельности воображения. Таким образом, основой “механизма успеха” является человеческое воображение. Наш мозг устроен так, что ему все равно на какую информацию реагировать: реальную или воображаемую. То, что человек думает или воображает, для мозга тоже есть истина, как и наблюдения, и в этом заключается сила мышления как информационного процесса. Мысль как носитель информации заставляет мозг реагировать на эту информацию. Работа с информацией в виде визуализации или мысленного воображения и есть основной метод личностного роста. Техника личностного роста заключается в умении мысленно нарисовать себя таким, каким человек хотел стать, увидеть себя в новой роли или новом качестве. Видение себя, представление о себе в перспективе является необходимым условием трансформации и изменения личности. Личностный рост - это специфический механизм работы с собой, своей личностью, когда собственная личность становится объектом изучения, трансформации и управления. Предметом личностного роста могут быть и отдельные качества, и личность в целом. Личностный рост способствует формированию психической устойчивости и уравновешенности, умению справляться с собой, преодолевать, а главное, предупреждать различные стрессы.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

Правильное проявление своих эмоций - это существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения. К сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, что грозит определенными издержками на уровне личных переживаний, может послужить внутренним источником стресса и повлиять на качество межличностных отношений. Являясь древним механизмом приспособления, эмоции связаны с неосознаваемой сферой психики человека, но определенным образом могут контролироваться разумом. Этим объясняется постоянная борьба разума с эмоциями, которая порождает разнообразные внутренние конфликты, подтачивающие здоровье человека, и выводит на первый план проблему владения собой. В последнее время психологи заговорили о своеобразном “эмоциональном интеллекте”, который не только отвечает за проявление эмоций, но и влияет на умственное развитие человека. Эмоциональный интеллект - это способность человека понимать собственные чувства, умение поставить себя на место другого и умение контролировать эмоции для повышения собственной жизнестойкости. От эмоционального интеллекта зависит характер проявления эмоций. Важную роль в этом процессе играет самосознание, особенно умение правильно оценивать свои чувства и эмоции.
По сути, самосознание - это единство эмоционального и когнитивного интеллекта, которое дает человеку возможность управлять собой и эффективно справляться с возникшими трудностями. Если эмоциональный интеллект отвечает за проявление эмоций, то когнитивный регулирует их проявление сообразно ситуации. Еще Аристотель говорил: “Каждый может проявить свой гнев - это просто. Однако показать свой гнев кому следует, в должной мере, в нужное время, по делу и адекватно ситуации - это уже не просто”. Эмоциональный интеллект - это проявление эмоций в отношении себя и других. Правильно выраженная эмоция - к месту и ко времени - является благом. Необходимость эмоциональной жизни как приспособительного механизма заключается в переживании разнообразных эмоций, а эмоциональный интеллект должен позаботиться об их правильном проявлении. Воспитание, обучение и умение управлять своим эмоциональным интеллектом становятся важным этапом в процессе научения управлению эмоциями. Низкий же эмоциональный интеллект, его неправильная работа могут спровоцировать стресс, последующую болезнь, а также нарушение межличностных отношений. Как показали исследования американских психологов, успешное продвижение по службе, те или иные достижения на работе, а в целом успех в жизни - на 80% зависят от эмоционального интеллекта и всего лишь на 20% от когнитивного интеллекта.
Повышение эмоциональной стабильности предполагает снижение непосредственного эмоционального реагирования на проблемы и повышение доли рационального компонента понимания ситуации, что может быть достигнуто посредством ведения своеобразного внутреннего диалога. Ведь наши чувства есть отражение нашей интерпретации ситуации и проблем. Второе - это развитие способности контролировать эмоции и повышение доли положительных чувств и эмоций. И, наконец, самое главное заключается в том, чтобы научиться поворачивать эмоции в нужном направлении.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Стресс проявляется тогда, когда человек теряет способность адекватно реагировать на новые требования. Жизнь предполагает постоянное столкновение старого и нового, постоянное изменение, появление новых требований. Эффективный подход к управлению изменениями означает, в первую очередь, проведение тщательной ревизии своей компетенции и оценку новых требований. Общая же стратегия управления изменениями включает шесть стадий:
1) замораживание - стадия некоторого снижения эффективности деятельности в связи с новыми требованиями;
2) отрицание изменений - нормальная реакция человека на новое как средство безопасности;
3) некомпетентность - приспособление старых, привычных способов и методов для переработки новых требований;
4) размораживание - это нахождение новых ценностей и идей, которые бы согласовывались с новыми требованиями и изменениями;
5) экспериментирование - попытки нового поведения, в связи с изменившимися ценностями;
6) замораживание - принятие и закрепление нового поведения.
Перечисленные стратегии - личностный рост, управление эмоциями и управление жизненными изменениями - являются основными компетенциями человека, которые позволяют управлять стрессом, предупреждать и преодолевать его негативные последствия, а в целом управлять своим здоровьем и извлекать новые резервы для повышения эффективности своей жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Мельник Ю. Управление своим здоровьем как компетентность менеджера // "Управление персоналом", 1999, №1, с. 94 - 95.
2. Granwell J. Managing stress. London: Pan books, 1986 .
3. Мольц М. Я это Я, или как стать счастливым. СПб, 1992.

Share |

 

Версия для печати

Читайте также
Низкий старт. Как формировать мотивацию сотрудника с первого дня в компании

Как сформировать коллектив, глубоко замотивированный на высокую эффективность? Брайан Трейси, один из лучших консультантов по менеджменту, раскрывает 21 принцип высокой мотивации. Один из основных постулатов Трейси звучит так: основа мотивации сотрудника раз и навсегда закладывается в первые дни его работы в компании. Вот несколько принципов, которые позволят сформировать у новых сотрудников высокий уровень производительности.

Нет времени на эффективность
Нет времени на эффективность

Темпы роста производительности труда, которых требуют от сотрудников крупные российские компании, ниже, чем в среднем по миру, утверждают консультанты Hay Group. Но даже таких улучшений добиться будет непросто.



Как написать диссертацию: общие правила работы

Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности — неразумный распорядок дня.


Конец работе, какой мы ее знаем
Конец работе, какой мы ее знаем

На наших глазах происходит нечто очень важное. Вакансии становятся все более специализированными, люди работают в команде и в условиях кросс-функциональных границ, и успех начинает определяться профессионализмом, а не диапазоном контроля.


Отпуск с сохранением рабочего настроения: эксперимент по повышению лояльности
Отпуск с сохранением рабочего настроения: эксперимент по повышению лояльности

Вернувшись недавно из отпуска, я вновь подумал о том, что 28 дней в году — это очень мало. Выступил с инициативой, чтобы было столько рабочих дней в году, а всё остальное — оплачиваемый отпуск, но начальство почему-то было против.

Share |

 

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM