сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  08.07.2019 10:12:52
Известный сайт для общения специалистов по управлению персоналом
  04.07.2019 17:29:07
3М цифровизирует программу лояльности и переводит взаимодействие с клиентами на блокчейн
  13.06.2019 14:28:30
Открытие стоматологической площадки 3M Espertise Center
  12.06.2019 13:17:49
Смена офиса на рабочую специальность. Нужен совет!
  03.06.2019 17:41:20
СИБУР и 3M заключили соглашение о сотрудничестве в области экологических и цифровых разработок


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Системное мышление – новый ресурс коучинга
Автор: Геращенко Алексей Леонидович, ректор Института эффективного тренинга
Источник: Институт эффективного тренинга
Дата публикации: 04.04.2005

Версия для печати

Системное мышление – новый ресурс коучинга

Автор статьи рассматривает теорию систем Л. фон Берталанфи как одну из основ для практики коучинга. Опираясь на ее основные положения, коуч может существенно повысить эффективность своей работы системно воспринимать реальность своих клиентов и системно мыслить и действовать, способствуя позитивным изменениям в жизни людей.

Классическое определение коучинга (Rauen, Chr., 1998) представляет его как "форму интервенции на производстве, направленную на поддержание или улучшение способности действовать (руководителей и сотрудников. – Прим. А.Г. Геращенко), которая состоит из комбинации различных способов преодоления проблем и индивидуальных консультаций по широкому спектру профессиональных и личных проблем". Рассмотрим его более пристально.

Еще древние заметили, чем сложнее знание, тем легче его постичь через метафору. Прибегнем к проверенному способу и мы.

Давно это было. Жила-была на свете обыкновенная Ворона. Хорошо жила, не тужила. И вот как-то раз, находясь на земле, увидела она стаю белых лебедей. Поразили ее воображение красивые, сильные птицы. Узнала она, что летят они с юга в родные края и что осенью будут лететь обратно. Закружилась у Вороны голова, как представила она себе дальние страны. И решила она попытать счастья – попроситься к лебедям по осени в стаю. И готовиться стала. Каждый день тренировалась, бегала, прыгала, летала с утра до вечера. Силу воли и крылья развивала. Наступила осень. Появились в небе над Вороной лебеди. Закричала им Ворона: "Возьмите меня с собой, лебеди!" Лебеди ей отвечают: "Ворона, посмотри на себя и посмотри на нас! Ты маленькая птица, а мы большие. Мы махнем один раз крылом, а ты – три. Ты не выдержишь". Ворона против: "Я сильная, надежная, волевая, целеустремленная! Я справлюсь!" Ну что ж, пошли на встречу Вороне лебеди, взяли ее в стаю и полетели. Долетели до синего моря. Приземлились. Лебеди – Вороне: "Ворона, впереди море! Если мы устанем, мы на воду сядем, а ты?" Ворона: "Я сильная, надежная, волевая, целеустремленная! Я справлюсь!" Ну что ж, полетели. Летели-летели. Сели лебеди на воду. А Ворона дальше летит. Летит-летит, из сил выбивается. И вдруг впереди берег показался. Собрала последние силы Ворона, долетела до берега и клювом в песок упала... Очнулась, а вокруг лебеди – красивые, сильные птицы. Удивляются, восхищаются: "Молодец, Ворона! Ты справилась! Ты такая сильная, надежная, волевая, целеустремленная!" А Ворона им в ответ: "А долбанутая-то какая!!!"

В современном российском бизнесе процветает идея индивидуальности. От маркетинговых концепций и рекламных изысков до технологий подбора, обучения и развития персонала – все дышит индивидуальностью, все стремится к индивидуальности. Современный коучинг (не весь, но в большинстве своем) вторит российскому бизнесу. Проявляется это в особой "любви и приверженности" многих коучей к личным целям клиентов. Желание угодить клиенту и всемерно поспособствовать достижению им его целей (причем практически любых!) возведено в абсолют. Это по-человечески понятно: коучи хотят кушать, и кушать хорошо. Афоризмы "Вижу цель – не вижу препятствий" и "Возможно все", а также другие, им подобные, попали в ранг профессиональных сверхценностей и так прочно вошли в идеологию коучей, что стали основной (и пока хорошо продаваемой) стратегией оных при работе с клиентами. Иначе говоря, с каким бы запросом ни пришел к коучу клиент, какую бы "чушь прекрасную", говоря словами поэта, ни нес заказчик – пожалуйста! Хочешь собственный бизнес – не вопрос! Вывести новый продукт на рынок – проще некуда! Прибыль в двести процентов – нет проблем! Половину персонала уволить, а половине сократить зарплату вдвое, и чтобы те и другие плакали от счастья – легко! Есть коуч – он профессионально послушает, задаст уточняющие вопросы и поддержит в любых начинаниях. И не важно, что у одного клиента – недостаток знаний, умений и навыков, у другого – нет должного образования; у третьего – должного количества денег. Что у иных профессии или бизнеса изначально нет перспектив. Что система обучения персонала компании выстроена "абы как" и на "поле мотивации" конь не валялся. Есть коуч. Дивная смесь из раннего Роджерса* и Вернера Эрхарда* в сочетании с невозмутимостью буддийского монаха. Он (коуч), подобно Платону, знает, что ничего не знает, что не дает советов и что (цитирую, но не называю по этическим соображениям одного из своих коллег) "в каждом человеке, как в желуде, есть все, чтобы стать дубом". Здесь бы порадоваться за коучей и поставить точку, да профессиональная совесть не велит. И посему продолжаю.

Многие ли предприятия и их лидеры действительно процветают сейчас и будут процветать в долгосрочной перспективе, опираясь лишь на идею индивидуальности и сопутствующие ей теории? Вопрос риторический.

Но конструктивная критика предполагает предложение возможных решений-альтернатив и, с моей точки зрения, таким решением может быть системное мышление и его применение в коучинге.

Системное мышление – плоть от плоти общей теории систем Л. фон Берталанфи. Системное мышление изучает многочисленные взаимодействия в комплексных системах: в семьях, организациях, группах и других социальных системах. Для того чтобы лучше понять, как действует системное мышление в коучинге, обратимся к основным положениям теории систем.

Общая теория систем задумывалась и создавалась как междисциплинарная теория, предметом которой являются общие закономерности функционирования сложных, комплексных объектов (прежде всего, биологических и социальных), а также как общеметодологический и философско-мировоззренческий подход, призванный разрабатывать методологические рекомендации с целью познания таких объектов. Л. фон Берталанфи был убежден, что организмы должны изучаться как комплекс взаимодействующих и взаимозависимых элементов. В своей уникальной работе "Теория открытых систем в физике и биологии" (1950) он рассмотрел различия открытых и закрытых систем. Система является закрытой, если ничто из окружающей среды в нее не проникает. Сильная сторона этой системы – относительная автономия, "независимость". Такая система подчиняется второму началу термодинамики, постепенно прекращая существование и достигая равновесия со средой, когда использованы все внутренние энергетические ресурсы. Система является открытой, если она активно обменивается веществом, энергией и информацией с окружающей ее средой. Такая система зависит от внешней среды. Сильная сторона открытой системы проявляется в том, что она может временно "отменить" второе начало термодинамики и развиваться по направлению большей сложности и дифференциации. Организация, например, может поддержать себя в устойчивом положении, продвигая на рынок востребованные продукты, а специалист (при трудоустройстве) – свои знания, навыки, опыт. И при адекватной самоооценке обе "системы" будут получать достаточно денежных и других ресурсов для дальнейшего развития. Открытые системы способны к саморегуляции путем адаптации к изменениям параметров среды, меняя, в свою очередь, собственные структуры и процессы. Открытым системам присуща эквифинальность – способность достигать будущих адаптивных состояний различными путями эволюции или проходя поэтапно разные пути развития, достигая как бы заданные цели.

Этими положениями и руководствуется системный коучинг. Он ориентирован на клиента и решение, ресурсы и перспективы. Его цель – расширение спектра возможностей для всех членов той системы, в которую включен клиент и, конечно же, для него самого! Системный коуч использует парадоксальный подход к работе со своими клиентами: он скорее на стороне реальности, чем на стороне изменений. В определенном смысле системный коуч продолжает традицию Милтона Эриксона – великого психотерапевта ХХ века, которую тот начал, будучи юношей, помогая отцу по хозяйству. А надо вам сказать, что в юности Милтон Эриксон перенес полиомиелит, был очень ослаблен болезнью и некоторое время ходил, опираясь на палочку. Так вот, как-то раз один из быков никак не хотел идти в стойло. Отец тянул его в одну сторону, а он отца – в другую. Увидел эту картину Милтон Эриксон, пригляделся повнимательнее и, быстро оценив ситуацию, попросил папу отойти и… ухватился за хвост быка! Бык опешил от такой наглости и вбежал в стойло!.. Милтон Эриксон вырос, стал доктором медицины и использовал такой подход как одну из важнейших стратегий для порождения позитивных изменений в жизни своих пациентов. Именно к такому способу действий обращается и коуч, прошедший "системную подготовку". Он обучен смотреть на себя и клиента, а также на его ситуацию и проблемы особым образом. Иначе говоря, такой коуч способен работать на нескольких уровнях восприятия. Доктор медицины Гунхард Вебер, директор Вислохского института системных решений, ведущий специалист в области системной работы и мой учитель, предложил емкую метафору, позволяющую понять, что является профессиональным системным взглядом на ситуацию, а что не является таковым. Давайте представим, что некий человек, ничего не знающий о футболе, желая скоротать время, включил телевизор и смотрит трансляцию футбольного матча. И, как назло, происходит сбой в трансляции, и лишь одна видеокамера, снимающая судью, продолжает работать.

Зритель видит, что по зеленому полю бегает какой-то человек, в черных футболке и трусах, идет мокрый снег, его одежда намокла, ему холодно, но он не торопится покидать поле, а подпрыгивает, машет руками, свистит в свисток и что-то кричит. Зритель смотрит на странного человека в течение пяти минут и решает, что перед ним – душевнобольной. И это не системный взгляд. Но представим, что оператор, снимающий судью, получил указание снимать все, что происходит на поле. И наш зритель, не зная игры и правил, потихоньку в них разберется. Например, он увидит, что на поле много людей в футболках и в трусах. И что человек со свистком свистит и кричит, если один из бегающих по полю сбивает другого с ног. И что смысл игры в том, чтобы забить как можно больше мячей в противоположные ворота. И если оператор будет снимать еще и болельщиков, то зритель увидит, что их большая часть поддерживает команду в белой форме. Один гол – трибуны ликуют, второй – ликуют. Игра закончилась, и болельщики расходятся огорченные. Непонятно почему, если не знать, что в предыдущей игре команда в белой форме проиграла со счетом: 3:0. Такой взгляд является системным.

"Обычный" коуч считает, что его задача – позитивные изменения в жизни клиента. Системно мыслящий коуч понимает, что позитивные изменения в жизни клиента есть задача клиента. Кроме того, коуч уверен, что жизнь человека и сам человек могут меняться лишь благодаря действиям. Задача же коуча (в рамках коучинговой встречи-сессии) – создавать условия для подготовки клиента к действиям. Так, спортсмен тренируется в зале под руководством опытного тренера, но на соревнованиях выступает сам, и тем не менее в его медалях блестит и труд его наставника.

При этом от коуча требуется понимание природы человека: он должен помнить, что изменения, даже положительные, – то, чего люди боятся. Представьте себе: приходит к коучу клиент – успешный менеджер – и очень хочет измениться, и очень этого боится. Как правило, такой клиент не стоит лицом к лицу со своей проблемой, избегает ее. И одна из вещей, которые коуч старается дать человеку, – обратить его лицом к лицу к проблеме и сделать так, чтобы он, клиент, решал свою проблему с достоинством. Как это организовать? Хорошее начало такой работы я перенял у одного из главных моих учителей – Бетти Эллис Эриксон, признанного во всем мире лектора и преподавателя эриксоновского гипноза, психотерапии и короткой терапии и дочери доктора Милтона Эриксона.

Давайте представим, что у коуча на консультации менеджер среднего звена компании "N". Тема – карьерный рост. Клиент рассказывает о своей ситуации, говорит, что получил долгожданное(!) предложение о повышении в должности (ему предлагают стать директором нового направления), но в последнее время колеблется и колеблется сильно(!), и вот он здесь. Ожидаемые действия "обычного" коуча просты: установить контакт, выявить запрос, расспросить и выслушать, оказать поддержку, добавить решимости, подвести к принятию решения. Системный коуч говорит буквально следующее. "Я хочу, чтобы вы знали о том, как я буду работать с вами. Я буду работать с вами на двух уровнях. На сердечном, человеческом уровне вы мне нравитесь, и мне очень хочется помочь вам!" Коуч выразительно прикладывает руку к своей груди в области сердца. "А на интеллектуальном уровне (коуч намеренно заметно касается другой рукой своего лба) – мне все равно. На сердечном, человеческом уровне мне очень-очень хочется помочь вам, правда! А на интеллектуальном, "мозговом" – наплевать: одним клиентом больше – одним меньше". После небольшой паузы коуч продолжает. "Знаете, что это вам дает? Свободу. Потому что я от вас ничего не хочу. Для вас, с вами – хочу, хочу вам дать что-то полезное. Но от вас – ничего". В этот момент полезно сделать паузу и поинтересоваться у клиента, как он воспринимает сказанное. Если человек понимает и принимает смысл сказанных слов, можно продолжить, если нет – дополнительно поработать над пониманием и принятием. Далее коуч говорит о том, каким коучингом он предлагает заняться клиенту. "Есть "голубиный коучинг", это когда, чтобы вы мне ни сказали, я вам – "О!", "У!", "Угу!" – и все это с кивками головы. И я этим не занимаюсь. Если вы придете ко мне, вы будете меняться. Если вы будете работать со мной, вы переменитесь! Ведь коучинг – это обучение. Будьте осторожнее с обучением! Потому что то, что выучил, не разучишь. Попробовал клубнику – не забудешь вкус. (Пауза). Все, что мы собой представляем, кроме физического тела, это результат обучения через опыт. Все: как мы думаем, как реагируем на события. А коучинг может изменить то, что выучено через опыт". В этот момент опять полезно сделать паузу и снова поинтересоваться у клиента, как он понимает сказанное. Коуч должен быть готов пояснить клиенту, что хочет сразу отсеять тех, кто не хочет меняться. Ведь коучинг – это кооперация клиента и коуча.

Что делает дальше наш герой – системный коуч? После установления контакта и выявления запроса (что является особой технологией, требующей отдельного описания) коуч начинает задавать "странные" (читайте: системные) вопросы. Вот некоторые из них.

1. Вопросы о настоящем. Что из того, что вы делаете на нынешней должности, помогает вам чувствовать себя принадлежащим и лояльным к вашей организации? Какое ваше поведение подвергает риску вашу принадлежность вашей организации?
2. Вопросы о прошлом. В какие моменты вашей карьеры вы испытывали чувство вины по отношению к той организации, к которой вы принадлежали? Что вы делали тогда по отношению к этой организации?
3. Вопросы о будущем. Когда я сделаю следующий шаг в своей карьере, по отношению к кому я нарушу свою лояльность? По отношению к кому я буду несправедлив? Что нужно оставить позади? Что нужно "принести в жертву"?

Коуч задает вопросы. Клиент отвечает. Развивается диалог. Клиент осознает, что не готов перейти на новую должность, так как слишком многим придется поступиться: и временем для общения с близкими, и уверенностью семьи в завтрашнем дне, и утратить статус успешного руководителя отдела, уважаемого подчиненными. Время подходит к концу. Клиент и коуч подводят итоги встречи. Клиент говорит, что сегодняшняя работа с коучем ему многое дала: она подтвердила его опасения, и он укрепился в мысли, что предлагаемая должность – не лучший вариант для его карьеры. Говорит, что принял решение остаться на прежнем месте. Но как сказать об этом руководству? Коуч замечает, что, пока решение не озвучено и не исполнено, оно не принято, и предлагает обсудить то, как это сделать, при следующей встрече. Менеджер соглашается и уходит со словами благодарности, задумчивый и удовлетворенный. Что здесь произошло? Коуч мыслил и работал системно. Это значит, что он не смотрел на менеджера изолированно от контекста, в котором тот существует. И такие "странные", казалось бы, не позитивные и не вдохновляющие, на первый взгляд, вопросы были нацелены на то, чтобы увидеть человека в контексте его отношений со значимыми для него людьми. Нужно ли говорить, что эти люди во многом определяли и определили его выбор? Вы можете спросить: а как же компания, в которой работает менеджер? Ведь ее руководство было заинтересовано увидеть менеджера в новом качестве? И я могу вас заверить – она точно выиграла. Как вы думаете, почему?

*Карл Роджерс – американский психотерапевт, создатель клиент-центрированной терапии. На определенном этапе своей жизни отличался чрезмерной мягкостью в работе с клиентами.
*Вернер Эрхард – американский групповой ведущий, создатель ЭСТ (методики ведения групп личностного роста). Отличался неоправданной жесткостью и даже жестокостью при ведении групп. Решением американского суда его методика была признана нарушающей права человека, имущество описано, а сам Эрхард выслан из США. Его последователи организовали новое направление тренингов личностного роста – лайф-спринг. Многие из российских тренеров лайф-спринга именуют себя коучами и работают в бизнесе.


Share |

 

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM