сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS

Российский работодатель любит талантливых и инициативных - интервью с А. Титовой, руководителем кадрового центра ''Деловые люди XXI век''
Автор: А. Латышев
Источник: ''Управление персоналом'' #7, 2000
Дата публикации: 18.12.2000

Обычная версия
    Какие профессии сейчас пользуются спросом, на какие у вас больше заказов?
    - Сегодня, безусловно, мы имеем повышенный спрос на производственные профессии, ведь люди сейчас занимаются восстановлением производства. Это позиции главного инженера, технологов по продуктам питания, по товарам широкого потребления. Профессия, которая пользуется спросом, - это менеджер по продажам. Заказы на менеджеров по продажам у нас поступают ежедневно. Достаточное количество заказов у нас на главных бухгалтеров. Пользуется спросом и позиция секретаря.

    - А что изменилось с прошлого года?
    - Очень сильно возрос уровень зарплаты. Это радует. И на сегодняшний день уровень заработной платы, я считаю, приближается к тому, что был в 1998 г.

    - А по вышеназванным позициям - технологов, главных инженеров - спрос в 1999 году был такой же?
    - Спроса абсолютно не было. Заявок на представителей производственных специальностей было ничтожно мало. Сейчас они появляются. С 1998 года ведется активный поиск людей, которые могут восстановить производство, поставить его с нуля.

    - А что будет в следующем году?
    - В следующем году будут сбываться товары, которые произведут в этом.

    - То есть будет расти спрос на менеджеров по продажам?
    - Он и сейчас довольно высок. И предприятия ту продукцию, которую производят, полностью реализуют. Сейчас параллельно идет и восстановление производства, т.е. открытие новых линий и увеличение количества менеджеров по продажам за счет освоения новых мощностей.

    - Идеальный менеджер по продажам... Опишите его, пожалуйста.
    - Менеджер по продажам на сегодняшний день - это специалист, который не только успешно применяет на практике полученные им знания по теории продаж, но и владеет личностными качествами, так необходимыми в процессе работы с клиентами. Ведь качество продукции - это еще не залог успешной торговли. Умение рекламировать, убеждать, коммуникабельность, психологический настрой менеджера по продажам - также являются одними из главных составляющих успеха. Причем, на наш взгляд, это относится не только к сфере торговли, но и к услугам. Например, сотрудники кадрового центра "Деловые люди" являются специалистами в области рекрутмента и успешными менеджерами по продажам. Мы продаем свои услуги.

    - Вернемся к этому идеальному менеджеру - возраст, пол, язык, опыт... Какие еще могут быть требования?
    - В первую очередь для менеджера по продажам необходимо полное знание отрасли и специфики товара. Наибольшим спросом сегодня пользуются молодые специалисты - 25 - 35 лет, Почему? Потому что большинство фирм сейчас в стадии развития. И они хотят, чтобы пришедший к ним на работу человек развивался вместе с ними.

    - Вы сказали, что он обязательно должен знать теорию продаж. Что больше ценится - интуиция человека, его внутренняя готовность продать или же наносное, т.е. приобретенные знания.
    - И то, и другое. Тут невозможно отдать чему-то предпочтение. Безусловно, опираться нужно на предыдущий опыт работы. Мы подбираем специалистов, а специалистами являются люди, которые имеют опыт работы от года до четырех-пяти. Имеет важное значение и психологическая совместимость руководителя и сотрудника как залог успешной и плодотворной работы.

    - Многие ли фирмы осознают понятие корпоративной культуры
    - Современным руководителям необходимо задуматься о таких понятиях, как корпоративная культура и корпоративный дух. Обстановка сплоченности коллектива, движение к общей цели способствуют развитию фирмы.

    - Это тенденция всех фирм?
    - Я считаю, что сейчас задумываться над этим стали практически все. Многие к этому стремятся.

    - То есть командный, авторитарный стиль работы отошел на задний план?
    - Пожалуй, есть совмещение стилей. И это зависит по большей части от личности заказчика.

    - Были ли у вас случаи, когда человека, которого вы нашли для фирмы, вдруг через некоторое время увольняют, потому что он не подходит этой фирме по каким-то своим личностным качествам, а не по деловым?
    - Конечно, это бывает. В принципе неделя работы или две выявляют, остается человек на своем рабочем месте или нет. Он сам иногда понимает это и уходит. Хотя такое встречается редко.

    - Производите ли вы в этом случае замену специалиста?
    - Да, конечно. Бесплатную замену. Мы даем гарантию на специалиста на срок от 3 до 6 месяцев.

    - Независимо от того, сам человек ушел или его уволили, потому что он не подходит?
    - В любом случае последует бесплатная замена.

    - С кем сложнее работать по подбору персонала - с инофирмами или российскими компаниями, почему?
    - Все зависит от компании.

    - Хорошо. Возьмем две компании - российскую и иностранную. Они обе ищут себе коммерческого директора. Какой компании проще подобрать?
    - У нас есть опыт подбора специалиста на одинаковую позицию и для инофирм, и для российских компаний. Сложнее, наверное, с иностранцами, потому что здесь играет роль менталитет. И еще... в России, мне кажется, больше талантливых людей, чем трудолюбивых.

    - Талантливы, но ленивы?
    - Да. Российский работодатель любит талантливых и инициативных, а иностранцы предпочитают четкое выполнение должностных инструкций и предписаний.

    - У вас наверняка достаточно много случаев, когда человек, имеющий стабильную работу, приходит к вам в поисках чего-то нового. Что его притягивает? Почему он ищет новую работу? Что он хочет?
    - Материальное положение и рост в карьере - это, безусловно, на первом месте. На втором месте - это какие-то внутренние проблемы. Третье - человек всегда находится в состоянии поиска. Это нормальное состояние. Только в центрах социальной занятости база данных состоит полностью из безработных. Базы данных кадровых агентств состоят на 70% из людей, которые в данный момент работу имеют. Мы звоним им и через 2 - 3 года, предлагая другое место работы. Если человек чувствует себя на месте, он говорит: "Спасибо, в следующий раз". Если что-то не так, он идет на то предложение, которое мы ему делаем. И еще. Мы никогда не трудоустраиваем людей, которые работают у наших заказчиков.
    - Даже если они проявили инициативу, придя сами к вам?
    - Некоторые к нам обращаются. Но мы этого не делаем.

    - Откуда сформировалось ваше представление о средней зарплате? Вы проводите какие-то исследования?
    - Безусловно. Мы постоянно ведем маркетинговые исследования рынка, участвуем во многих выставках, изучаем спрос на профессионалов.

    - Оправдываются ли затраты времени на такие исследования?
    - Без них просто невозможно. Работа по подбору персонала достаточно проста. Вот, казалось бы, есть спрос. Работодатель хочет найти себе секретаря. Приезжает менеджер по персоналу, заключает договор, отправляет резюме, и из пяти человек выбирается один. Все, человек выходит на работу. Цепочка элементарная. Но задействованы в этой цепочке люди. Отсюда столько непредсказуемости. Все заказчики хотят иметь секретарем длинноногую блондинку с хорошими внешними данными. А на самом деле им нужно не это. Им нужен человек, скажем, в одном случае, просто исполнительный. В другом случае, умеющий работать на компьютере, в Интернете. В третьем - просто милая девушка, которая умела бы создать уют в офисе. В ходе предварительной работы нашему специалисту надо все требования выявить.

    - То есть вы как-то пытаетесь переломить мнение работодателя, склонить его прислушаться к мнению профессионала? Или все-таки вы подбираете то, что он заказал?
    - Есть очень много тактик. Одна из них такова: мы действительно покажем ему блондинку. И когда он ее увидит и побеседует с ней, он сам начинает понимать, что где-то он не прав. А потом уже профессионал постарается представить работодателю именно того человека, который ему нужен.

    - Несколько слов о кадровом центре "Деловые люди".
    - Агентство существует третий год. Последние полгода оно носит юридическое название "Деловые люди". Специалисты кадрового центра являются дипломированными психологами, социологами, социальными работниками. Агентство широкого профиля, но все равно на сегодняшний момент основными направлениями являются производство, менеджеры по продаже, по сбыту, финансовые позиции - главные бухгалтеры, финансовые директоры, персонал для офисов - секретари, помощники руководителя.

    - Несколько слов о себе.
    - Я закончила Московский государственный социальный университет при Министерстве труда и социальной защиты. Тема моего диплома - "Психологический подход к подбору персонала для социальных служб". Буквально через десять дней после его защиты я оказалась в кадровом агентстве, работая менеджером по персоналу. То есть по сегодняшний момент я целенаправленно занимаюсь только этим.

    - Вы видите свою дальнейшую судьбу связанной с кадровыми агентствами или возможны варианты?
    - Уверена, я буду развивать компанию "Деловые люди". У нас много планов. Мы осуществляем лизинг персонала, находя людей на время отпусков основных работников. Когда у человека уходит секретарь, скажем, на две недели в отпуск, мы на эти две недели представляем им своего кандидата. Это новое направление. Уже в конце лета мы хотим открыть еще несколько новых направлений. Это трудоустройство за рубежом, обучение. Обучение менеджеров по продажам, обучение секретарей, обучение менеджеров по персоналу, обучение на компьютере. Хотим еще параллельно открыть агентство по трудоустройству. В принципе хотелось бы из подбора персонала сделать такую цепочку: подбор персонала - трудоустройство - трудоустройство за рубежом - консультационная поддержка.

    - Спасибо за беседу.
Беседовал А. Латышев


Share |