Психологические аспекты внедрения неформального обучения / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  17.05.2019 12:29:44
Визуализация и демаркация опасных зон – эффективный и некапиталоемкий способ повышения безопасности человека на производстве
  15.05.2019 18:30:19
3М выпускает пленки для защиты информации для всех моделей линейки Apple iPhone Х в России
  13.05.2019 13:47:54
Технологии геймификации в обучении по охране труда
  08.05.2019 13:02:25
Компания 3М опубликовала финансовые результаты 1 квартала 2019 года
  06.05.2019 17:15:30
На ВНОТ представлены методические рекомендации по подбору и применению средств защиты слуха


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Бабушкин Эдуард 15.02.2012 15:47:00 (Изменен 15.02.2012 20:17:41)

Психологические аспекты внедрения неформального обучения

Психологические аспекты внедрения неформального обучения

Пост относится по формату к подвешенным вопросам. Пост родился в комментарии к посту Неформально, социально и коллаборативно? Марины Литвиновой.

Вводная

Предваряя основное обсуждение, отсылаю к определению неформального обучения у нас в HR словаре

Неформальное обучение

Социальное обучение

Посты в блогах с тегом «неформальное обучение»

(помимо постов Марины Литвиновой очень рекомендую посты Юрия Духнича). И скоро (заманиваю читателя) выложу видео, где Юрий и еще некоторые эксперты отвечают на вопрос о неформальном обучении.

И рекомендую статью Джоша Берзина От e-learning к we-learning

О мотивации в неформальном обучении

Повторюсь, что пост родился вмоей голове во время обсуждения поста Неформально, социально и коллаборативно? Марины Литвиновой. Основной вопрос автора поста звучал так

С какого же этапа нужно начать подход к обучению так, чтобы захотели учиться неформально, коллаборативно и в социальных сетях, сами-сами, без принуждения?

Т.е., на мой взгляд, автор поста обсуждает мотивацию неформального обучения. И это действительно, важный вопрос. Но

О способности к неформальному обучению

Желание или мотивация к обучению не всегда означают способностей к выполнению действия. Что, на мой взгляд, главное в неформальном обучении?

Главное в неформальном обучении – умение самостоятельно ставить цели.

Обучаемый может хотеть желать обучаться неформально, но он может просто не обладать умением ставить самостоятельно цели. Если мы принимаем постановку вопроса в таком виде, то отсюда следует:

  • Можно ли утверждать, что все обучаемые способны ставить цели обучения?
  • Можно ли научить обучаемого ставить цели?
  • Если не все обучаемые способны ставить цели в неформальном обучении, то как определить группы способных и неспособных?

И далекие следствия:

  • Если есть группы неспособных к неформальному обучению, то возможна ли обратная картина, когда те, кто достигают многого через неформальное обучение, будут зажаты рамками формального обучения (семинары, тренинги), и их эффективность будет существенно ниже, чем при неформальном обучении?

Предложение по инструменту

У меня есть свои ответы на поставленные вопросы. Но ответы пока в виде гипотез. Мне представляется, что есть категории работников, одна из которых будет наиболее эффективно получать знания через неформальное обучение, другая – через формальное. Наверняка также, есть группа пересечения, которая будет достаточно эффективна в обоих форматах обучения, но, опять же предполагаю, эффективность эта будет рассеяна по обоим форматам. И склонные к самообучению будут в целом более склонны к усвоению знания.

В качестве инструмента хочу предложить инструмент – тест Уровень субъективного контроля, который измеряет ответственность человека за события, с ним происходящие.

Имеющие высокий уровень субъективного контроля (интерналы) предпочитают сами ставить цели, наиболее эффективны в условиях самостоятельности, не любят контроля, когда «стоят над душой». Люди с низким уровнем субъективного контроля предпочитают, чтобы их деятельность планировали другие, они эффективны в условиях контроля.

Вспоминается, например, Уинстон Черчилль, который был неэффективен в условиях классического английского образования, но обладал огромным багажом знаний и сам выбирал, что именно ему изучать.

У меня есть предположение, что есть интеллектуальная составляющая способности к неформальному обучению, но я пока не обозначаю.

Исследование

В качестве предложения заинтересованным организациям готов предложить методическую помощь в проведении исследования.

Замысел простой: если вы уже запустили неформальное обучение или планируете его запустить, то можно протестировать работников по тесту УСК – уровень субъективного контроля. Далее определяем, кто эффективен, кто нет. И отвечаем на вопрос: можно ли на основе данных методики уровня субъективного контроля прогнозировать успешность работника в неформальном обучении?

Состав методик можно обновить. Впрочем, если вы поняли идею, то можете сделать все сами. Но поделитесь хотя бы результатами))


Метки данной записи: психологические аспекты неформальное обучение социальное обучение мотивация в неформальном обучении цели обучения обучение уровень субъективного контроля интерналы черчилль уск интерналы экстерналы ответственность

Комментарии
Владимир Нюренберг 16.02.2012 21:35:39
об инструменте

Добрый вечер, коллеги!!!

Радует, что тема, предложенная Мариной, развивается:)

По поводу, предложения Эдуарда, хочу отметить один момент (сразу оговорюсь, что в рассуждениях иду от себя, но склонен считать себя частным случаем, а не исключением).

Так вот: по всевозможным методикам (от теста "интернал-экстернал" до метатипологий НЛП) отношусь к людям с низким локусом контроля. По себе знаю, что являюсь хорошим исполнителем и предпочитаю решать поставленные задачи. Несмотря на это, всю жизнь учился самостоятельно, получаю от этого удовольствие и предпочетаю неформальные форматы.

Как Вам такой кейс Эдуар? Иными словами, есть у меня подозрения, что не совсем эти веши связаны (имею ввиду). Прошу прощения за корявость формулировок, но как то вот так.

Попробую немного конструктива внести. Не уверен, что получится. Вмногочисленных психотипологиях есть другое различение: люди различаются по типам склонности к контактам и взаимодействиям, и наксколько я помню, для тех кто такой склонностью не отличается, демотивированы к деятельности, связанной с постоянным активным взаимодействием с людьми. А неформальное обучение предполагает это в 90%. Так, что можно и с этой стороны зайти. Ну, и ещё примерно с 10 разных заходов.

Я вовсе не противник психологии, а социальная психология так и вовсе мне симпотична. Но есть так называемая "методология" (в смылсе СМД), которая утверждает, что цели - это характеристика присущая деятельности как таковой, хотя их носителями являются люди...

Камаева Ирина Олеговна 16.02.2012 22:05:39

Эдуард, очень интересная идея. 

Позвольте несколько спонтанных мыслей.

Практически любое психологическое исследование включает в себя, как минимум, батарею тестов, а, в лучшем случае, комплексную (системную) программу, подразумевающую, помимо тестов, достаточное количество других методов. 

Думаю, что, куда бы не был направлен локус контроля, мотивация к определенному знанию сведет на нет или. напротив, сильно повысит вероятность успешности обучения. То, что не интересно или то, во что не веришь (я имею ввиду не неформальное обучение, а отдельные темы и способы их освоения) не поможет добиться целей.

Согласна с Владимиром относительно типологий. Их тоже интересно сюда включить. 

И в самом УСК есть же подшкалы, общий показатель всегда слишком размывает конкретные характеристики человека. 

Предлагаю пойти классическим путем - совместно выработать операциональное понятие способности к неформальному обучению (то есть такое понятие, которое будет состоять из измеряемых составляющих), и тогда будет ясно, чем все-таки измерять. То есть нужно предположить, что входит в способность к неформальному обучению.

 

Владимир Нюренберг 16.02.2012 22:41:32

Плюс, некоторые варианты неформального обучения предполагают, например, работу с наставником, что подразумевает определённую степень контроля и "вставленности в рамки", которая претит интерналам...

 

Бабушкин Эдуард 16.02.2012 23:15:59

я подумал, а обо что мерять

я, когда писал, как то не осознавал это, но где то вглубине видилась экспертная оценка руководителя

поэтому включите в оценку задачи еще этот вопрос

операционализацию здорово провести, но мы все равно сведем к выбору методик. А они по сути ограничены: кроме УСК надо взять какой либо мотивационный опросник или просто анкету наверне мы не должны упускать интеллектуальную составляющую, а это значит тест способностей

меряем это о ... например экспертный опрос - не только руководителей, но и коллег и партнеров самоотчет - фактически 360 и получаем матрицу.

Бабушкин Эдуард 16.02.2012 23:18:24 (Изменен 16.02.2012 23:20:54)

хотелось бы фишечек

за критику спасибо

 

и извините, к концу дня голова мыслти в формате односложных предложений)

Камаева Ирина Олеговна 17.02.2012 10:00:52

Утром и "на бегу": Эдуард, а какая конечная цель? Отобрать, для кого "показано" неформальное. а для кого - формализованное обучение? Или что-то еще? 

Камаева Ирина Олеговна 17.02.2012 10:02:41

Вот простенькая идея вместо тестов (или наряду с ними): предлодить в компании несколько событий в стиле brownbag, и посмотреть, кто ходит регулярно, кто - нет. Это же показательно будет?

Бабушкин Эдуард 17.02.2012 10:09:03
ROI

Ирина, так же на бегу)))

Идея на мой взгляд вполне себе экономичная: мы формируем разные форматы и экономим в итоге деньги выигрываем на качестве

Бабушкин Эдуард 03.07.2012 0:57:49
про неформальное обучение

простите за самопиар)

рекомендую

блоггинг как форма обучения

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM