Неформально, социально и коллаборативно? / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Марина Литвинова 09.02.2012 21:44:01 (Изменен 10.02.2012 8:24:15)

Неформально, социально и коллаборативно?

Ее называют «социальным обучением», «неформальным обучением», и «коллаборативным обучением». Нашу новую эру.  

На мой взгляд, это эра тех, кто имеет хорошую самомотивацию, сознательно готов, хочет и принял решение учиться, развиваться, расти и т.п.

А что делать с теми, кто не хочет?

Например, в организации, которая динамично меняется и требует постоянного обучения и повышения квалификации сотрудников, т.к. от этого зависит обслуживание клиентов. Если не все (а они точно будут не все, если разрешить неформально обучаться) знают, то не все смогут профессионально и качественно обслужить.

С какого же этапа нужно начать подход к обучению так, чтобы захотели учиться неформально, коллаборативно и в соц сетях, сами-сами, без принуждения?

Не верится, что такое возможно. Хотя очень-очень хочется дать сотруднику в руки его программу обучения и сказать - формируй и выполняй, устанавливая свой план развития.



Метки данной записи: социальное обучение неформальное обучение коллаборативное обучение

Комментарии
Владимир Нюренберг 10.02.2012 1:14:05

Знаете, Марина, я вот тоже всё над этим размышляю... При все привлекательности для меня перечисленных Вами подходов, это самое "но" остаётся. Формальное обучение (при его достаточно невыскокой эффективности в плане приращении "интеллектуального капитала", да будет позволено так выразиться, сотрудников) имеет этот неоспоримый плюс. "Вставив" персонал в эти рамки мы всё ж таки получаем хоть какой то, да "выход"... А вот если задуматься...

Что такое формальное обучение с точки зрения сотрудника, да и просто любого человека. Это "зелёная зона" для обучения, то есть время, когда он занимается только этим, сосредоточен только на этом... Это раз. И второе. Оказавшись вставленным в учебный курс ("единица измерения" формального обучения) человек берёт на себя, хоть минимальное, но обязательство. Перед руководителем, да и перед самим собой...

Это, так сказать, два важных условия обучения. В формальном они присутствуют, вальтернативном - нет... Интуиция и кое-какой опыт подсказывает, что решение лежит где-то в области создания учебных сообществ (пока без определений и аргументов). Или я брежу?

 

 

Бабушкин Эдуард 10.02.2012 8:29:38

помимо собственно педагогического момента, есть момент организационный. Вполне допускаю, что есть компании, которые могут себе позволить дарвинисткий подход: учись сам или вылетишь

кроме того, можно ли продумать как разделить две группы людей: склонных к формальному и неформальному обучению.

Я подвешу вопрос и беде благодарен услышать ваши ответы: как вы считаете, можно ли утверждать, что специалисты (просто люди) склонны скорее к одному из типов обучения и второй тип воспринимается ими скорее с негативом?

Если это так, то мы попадаем в засаду: склонных к неформальному обучению мы убьем скучными тренингами и семинарами, а склонных к формальному мы просто потеряем по дороге к светлому будущему

согласны с такой постановкой вопроса?

Владимир Нюренберг 10.02.2012 10:08:40
Марина Литвинова 10.02.2012 10:11:56
вопрос интересный

думаю, что над этим стоит поразмышлять:

"склонных к неформальному обучению мы убьем скучными тренингами и семинарами, а склонных к формальному мы просто потеряем по дороге к светлому будущему"

Бабушкин Эдуард 10.02.2012 10:30:37

Марина, вы меня сегодня подтолкнули на написание поста

у меня это в голове крутилось, но своим постом вы что то нажали во мне) у меня теперь пазл, гештальт и все такое сложилось в голове)
не перетечет формальное обучение в неформальное эволюционно. И люди эти разные
Владимир Нюренберг 10.02.2012 15:41:17

Скорее всего, такое разграничение имеет место, но не по принципу или-или. На уровне моего понимания нынешних реалий:

Есть те, и их меньшинство, кто уже учится неформально (читая спец. литру, использует подходящие ресурсы Интернет, в том числе и для общения), скорее всего, у них специфическое отношение к формальному обучению (в силу способности критически оценить эффект такого обучения для себя в каждом конкретном случае) и вряд ли у них можно отбить охоту учиться.

На другом полюсе... Те для кого обучение в принципе явление случайное, им трудно угодить в этой части (не только из-за их отношения, как к трате времени, но и в силу ограничений формального обучения, о которых любят говорить сторонники альтернатив), хотя при этом неформальное обучение для этой категории тоже не вариант, поскольку нужно ещë постараться такой калач придумать.

Надеюсь, понятно, что это две крайние точки на шкале типизации, по которой неравномерно распределяются наши сотрудники и клиенты.

(Пока пытался победить свой кпк и опубликовать комментарий, появилась запись Эдуарда про таланты...
Полностью присоединяюсь к обозначенному там. В общем то, лучшие представители первой категории и могут быть названы "талантами").

Обращаясь к организационному аспекту можно обсуждать задачи, которые можно решать приминительно к этим категориям сотрудников с помощью альтернативных подходов. Если такой вопрос уже соит...

 

 

 

 

Бабушкин Эдуард 10.02.2012 15:55:29

Марина, Владимир, я немного смошенничал))))

я психолог по образованию. В психологии есть такой термин - локус контроля. В этой шкале в топе находятся люди, которые считают, что все что с ними происходит, дело их рук, а те, что в низу, считают. что от них ничего не зависит, во всем виноваты обстоятельства, друзья и родители.

Наполеон например полный интернал (высокий уровень локуса контроля): "В моем лексиконе нет слова невозможно"

Так вот, интерналы любят самостоятельность, терпеть не могут, когда их контролируют, кто то стоит над душой. Знаю это по себе, потому что в условиях контроля нервничаю, ошибаюсь, злюсь и т.п.)

Экстерналам наоборот нужна опека.

и я просто перенес эту картинку на нашу ситуацию

Владимир Нюренберг 10.02.2012 16:16:45

То есть это шутка такой))) То есть мы так про применимость неформального к людям забываем?)))

 

 

Бабушкин Эдуард 10.02.2012 16:26:35

НЕТ!

Владимир, совсем нет, не забываем. Просто вопрос звучит так: есть те люди, кому неформальное обучение противопоказано?

если мы выясним, что людям с низким уровнем локуса контроля неформальное обучение противопоказано, то мы выходим на инструментальное продолжение нашей "болтовни" здесь! И вы как консультант можете приходить в компнии и говорить: я могу сказать, кому можно просто сказать "сам расти", а кому пинка давать!

это я так утрирую

Бабушкин Эдуард 10.02.2012 16:34:58

но это надо пока еще попонимать

два принципиальных вопроса:

есть ли люди, которы принципиально противопоказано неформальное обучение?

или вопрос например в мотивации и если всех промотивировать рублем, то все смогут учться неформально.

и если таковые категории людей есть, то где водораздел проходит?

Владимир Нюренберг 10.02.2012 17:02:02
противопоказания

У меня почему то сразу возникает желание сказать "да нет таких противопоказаний"... Если есть, то они скорее на уровне "не давайте обезьяне в руки гранату". Иными словами, неформальное (сюда же социальное, совместное) обучение, как подход, есть набор инструментов и технологий работы, которыми человек должен владеть. Если неподготовленных заставлять в такой логике работать, беда будет. В этом смысле неудачный опыт формального обучения такие же противопоказания имеет.

Правильно ли я понимаю, что есть опасения, что альтернативное обучение противопоказано тем, кого "пинать" нужно постоянно. Вроде как, если человек, окажется предоставленным самому себе, без каких-либо орг. рамок, то вреда не оберёшься? Если так, то вспомните один из постов в блогах HRM.RU., в котором говорилось, что "неформальному обучению необходима опорная структура, в которую заложены определенные цели, она помогает провести человека через учебное пространство".

Если с вопросом о мотивации поднимать, то я так понимаю мы здесь в систему ключевых показателей втыкаемся. Мне, во всяком случае на уровне сегодняшнего владения предметом, сложно представить себе показатели, которые продуктивность сотрудников в этом плане могли бы учесть.

Марина Литвинова 10.02.2012 23:19:15

Эдуард, Владимир, спасибо за комментарии! Тема очень интересная и спорная. Мы идем от рассуждений с точки зрения тех, кто занимается обучением. Но ведь есть и другая сторона.

Я тут подумала, может кто-то проводил опрос сотрудников на тему, будут ли они учиться сами, если обучение будет неформальным и можно будет самостоятельно принять решение: учиться или нет? И если будут, то какие формы выберут?

Интересно, как бы распределились голоса в зависимости от опыта работы в должности и опыта работы сотрудника, а может даже от его эффективности и успешности в карьере.

Бабушкин Эдуард 10.02.2012 23:38:56

задумался

Мельник Людмила Степановна 11.02.2012 11:34:48

А, если сделать такую себе классификацию обучающихся

1. Несамомотивированные напрочь.

- пустые глаза,

- нет желания ничего делать даже для того, чтобы зарабатывать больше (им на пиво и так хватает)

Учиться их можно только пригнать. Соответственно никакой самостоятельности, полный контроль.

От тренера хотят, чтобы он вообще не появлялся никогда, не задавал свои вопросы, не вызывал на игры и "сделал смешно".За "смешно" тренера людят очень.

Иногда их учить не стоит, а эффективнее прописать свод правил, заставить выучить и пригрозить увольнениенм за невыполнение.

2. Самомотивированный, но не талант и не "Звезда" - Эдуард навеял :)

- точно знает, чего он хочет от жизни и работы

- знает, чего ему для этого не хватает и берет жадно, тут же воплощая в жизнь

- не любит, когда ему мешают развиваться, предлагая то, что надо другим, но не ему,  из каких-то организационно-корпоративных соображений.

Может иметь свой план развития, Вкладывает и свои деньги в обучение.

Не стоит его ни слишком отпускать, чтобы не ушел в "Звезды", ни слишком передавливать, чтобы не ушел - а таких не так и много.

То есть, частично индивидуальных путь развития-обучения.

3. Таланты и "Звезды"

- заслуженно или нет, уверенны в своей исключительности

- не людят быть в толпе

- если в толпе, то или отгораживаются, или стараются привлечь к себе максимум внимания - в ходе обуения в том числе.

План обучения индивидуальный. Лучше открытые сильные группы или индивидуальные занятия. В обучение в своем коллективе я быть вовлекала не в навыковые тренинги, а в стратегические - и им есть где развернуться, и остальным полезно.

Марина Литвинова 11.02.2012 17:11:44

Интересная получилась у Вас классификация, Людмила

Владимир Нюренберг 12.02.2012 12:40:12
Вопрос

Марина, категорически приветсвую Вас, не смотря на время суток!

Из Вашего поста и комментариев вывел, что перед Вами сейчас стоит реальная задача перевода вопроса о неформальном обучении (НО) в Вашей организации в практическую плоскость.

Я так примерно реконструирую для себя "задачи", которые могут стоять перед специалистом, работающим в этом направлении. Первое: есть проблема (как правило, она есть всегда) с мотивацией, так сказать, широких масс персонала на обучение и, соответсвенно, на НО вы смотрите, как на инструмент такого вовлечения.

Второе: есть категория сотрудников, которых уже не удовлятворяет существующий уровень обучения и их запросы выше, и с этим надо что то делать.

И третье (самое может быть на первый взгляд не прагматичное): имеется резерв ресурсов и форматирование нужно решать как задачу на перспективу (исходя так сказать из стратегического понимания системы работы с персоналом).

Возможно я, что то упустил.

Если позволите, вопрос... Скажите вы сами уже определились с тем, зачем Вам в организации этот формат обучения, есть ли такое понимание?

 

 

 

 

 

 

 

 

Марина Литвинова 13.02.2012 14:01:08
в ответ на категорическое) приветствие

Владимир, Вы удивительно точно схватили основные идеи. Да, причина размышлений на тему НО - это мотивация в СДО, неудовлетворенность определенных групп сотрудников существующими форматами и требованиями, а также стратегическая цель развития СДО.

Говорить о том, что планируется перевод в НО рано, скорее речь о том, чтобы дополнить существующие формы и подумать о перспективах развития.

Зачем нам НО? СДО у нас уже достаточно давно, и те, кто долго работают, уже немного насытились. Новички, которые приходят, уже более требовательны к форматам обучения, более технологически грамотны. Естественно, мы хотим, чтобы процесс обучения для них был интересным, комфортным и мотивированным. Очень важен для нас и вопрос вовлечения сотрудника в процесс его проф. обучения (мотивация, передача части ответственности на его плечи, передача права принятия решения) и в процесс совместного создания обучающего контента. Почему бы не подумать о том, как НО может улучшить, обогатить, а может, и изменить, процесс самостоятельного обучения?

Владимир Нюренберг 16.02.2012 22:32:03

Марина, уточнение по тексту записи:

С какого же этапа нужно начать подход к обучению так, чтобы захотели учиться неформально, коллаборативно и в социальных сетях, сами-сами, без принуждения?

Какие этапы Вы подразумевали?

 

 

 

 

 

 

 

 

Марина Литвинова 10.03.2012 19:10:17
С какого же этапа нужно начать подход к обучению так, чтобы захотели учиться неформально ... cами-сами, без принуждения?

Владимир, добралась ответить)

Говоря о том, "с какого же этапа нужно начать подход к обучению так, чтобы захотели учиться неформально..." имела в виду то, как с помощью новых форм обучения сопоставить вот это:

1. Обязательное (!) профессиональное формальное обучение

2. Нелюбовь сотрудников к п.1.

В неформальном обучении я ищу ключ к заинтересованности познанием чего-то нового, нужного им в работе. В новом формате, непринужденно, принимая самостоятельно решение о том, что нужно. И в тоже время отказаться от обязательного формального обучения нельзя. Дилема.

Поэтому как в коучинге, ведем к цели, предлагаем методы решения задач, идти нужно по выбранной дороге и сойти нельзя:) если конечно не будет принять решение о том, чтобы "дорогу сменить"

 

 

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM