сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


16-факторный тест Р. Кэттела


Это универсальная методика, дающая разностороннюю информацию о человеке
Тематические разделы:
Оценка персонала : Тестирование
Оценка персонала : Тестирование : Личностные опросники
Психология, теории HR : Социальная психология

Автор: Надежда Зырянова

Дата публикации: 13.07.2004




16-факторный тест Р. Кэттела

16-факторный тест Р. Кэттела – это универсальная методика, дающая разностороннюю информацию о человеке. Она используется, когда необходимо получить полную картину индивидуально-психологических особенностей личности за относительно небольшой промежуток времени.

Опросник 16 PF ( "Sixteen Personality Factor Questionnaire") был создан американским психологом Р. Кэттелом (R. Cattell) и впервые опубликован в 1957 г. Тест направлен на диагностику таких существенных характеристик личности, как:
  • Степень эмоциональной вовлеченности
  • Способность к логическому анализу
  • Эффективность интеграции поведения
  • Доминантность или зависимость
  • Свобода действий или скованность
  • Степень интериоризации социальной нормы
  • Уровень энергетического потенциала
  • Уровень реалистичности и практичности
  • Степень аффективной ригидности
  • Способность подчинять свое поведение системе правил
  • Уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней
  • Потребность в переживаниях и склонность к риску
  • Зависимость от поддержки группы или самодостаточность
  • Способность к самоконтролю
  • Степень напряженности неудовлетворенных потребностей

    Разрабатывая этот диагностический метод, Р. Кэттел опирался на "жизненные" показатели – данные, полученные путем наблюдения реального поведения людей в повседневной жизни. За основу Кэттел взял перечень из четырех с половиной тысяч английских слов для описания личностных черт, составленный Г. Олпортом и Х. Одбертом. Он разбил их на группы синонимов и выбрал из каждой группы по одному слову, в котором, по его мнению, отражалось основное содержание составляющих данной группы. В результате получился список из 171 слова.

    На основе него были выработаны три группы показателей

  • Ответы человека о самом себе
  • Данные наблюдения за его поведением
  • Результаты объективных тестов

    Затем с помощью факторного анализа из всех этих данных было выделено 16 факторов личности.

    Таким образом, создавая опросник 16 PF, Р. Кэттел опирался только на эмпирические данные. В основе опросника нет никакой научной концепции или теории.
    Опросник имеет три пары эквивалентных форм. Формы А и В рассчитаны на взрослых людей (старше 16 лет), имеющих образование не ниже среднего. В каждой из форм содержится по 187 вопросов. Каждый их раздел включает в себя по 20-26 вопросов, относящихся к каждому измеряемому фактору личности, и по 3 "буферных".


    В формах С и D зафиксировано по 105 вопросов. Они рассчитаны на взрослых людей с более низким уровнем образования (5-7 классов) и небольшим словарным запасом. Формы E и F предназначены для испытуемых, окончивших лишь начальную школу. Формы E и F содержат по 128 вопросов. Есть также формы для детей и подростков.

    Обследуемому дается инструкция, согласно которой он должен на каждый вопрос выбрать один из трех вариантов ответа: "да", "нет", "не знаю". Причем, тестируемого необходимо предупредить, что ответов "не знаю" должно быть как можно меньше.

    Инструкция звучит примерно так: "Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть "правильных" или "неправильных" ответов. Старайтесь отвечать искренне и точно. Вы должны выбрать ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о себе. Отвечайте на все вопросы, не пропуская ни одного".

    Комплект методики для проведения обследования включает в себя: тестовую брошюру, бланк ответов, "ключ", таблицу для перевода индивидуальных результатов в стены. "Ключ" представляет собой карточку с прорезями, которая при обработке накладывается на бланк ответов.

    Обследование с помощью опросника 16 PF может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время выполнения задания – в среднем 35-50 минут. Время обработки полученных результатов – 10-15 минут на каждого участника испытания.

    Разработан также и компьютерный вариант теста – для взрослых и подростков от 12 до 18 лет. Понятно, что его обрабатывать значительно проще.

    Полученные ответы обрабатываются с помощью "ключа" и выражаются по шкале стенов – от 0 (минимальное значение) до 10 (максимальное значение) баллов (среднее равно 5,5).

    Каждый из факторов имеет биполярный характер: имеет два крайних значения, которые часто обозначаются как положительные (+) и отрицательные (-). Первой половине шкалы (от 1 до 5,5 баллов) присваивается знак "-", второй (от 5,5 до 10) – знак "+".

    Следует отметить, что это обозначение условно. Оно не подразумевает, что положительный полюс обязательно содержит позитивные, полезные, "хорошие" с точки зрения психологии или этики свойства, равно как и отрицательный полюс не всегда предполагает негативные, вредные, "нехорошие" качества.

    Так, например, при низком значении фактора "уверенность в себе – тревожность" человек может обладать как позитивными, так и негативными характеристиками. В первом случае, это – уверенность в себе, хладнокровие. Во втором – излишняя самонадеянность, неумение объективно оценивать ситуацию.


    Факторы личности, изучаемые с помощью опросника 16 PF, обозначаются буквами латинского алфавита. У каждого из них – по два названия. Первое – "бытовое", второе – "научное". Например, фактор А в первом случае называется "сердечность, доброта – обособленность, отчужденность". В "научном" варианте это будет: "аффектотимия – шизотимия". Последнее название носит чисто технический характер, и оно отражает научно установленное значение приведенного показателя.

    Итак, описание каждого фактора включает в себя буквенное обозначение, "бытовое" и "техническое" название, список наиболее значимых характеристик, а также его интерпретацию.

    На основе полученных первичных факторов можно судить об особенностях личности, характере взаимодействия тестируемого с другими людьми. Появляется возможность выявить наличие психологической дезадаптации, ту или иную психопатологию, что нередко требуется при проведении отбора кандидатов на некоторые специальности. В этом отношении каждая характеристика может оказаться весьма информативной.

    Приведем примеры интерпретации некоторых факторов. Так, низкое значение фактора С ("эмоциональная устойчивость – неустойчивость") указывает на недостаточную способность человека адекватно оценивать свое поведение, соотносить последствия своих действий в ближней и дальней перспективе, соизмерять собственные потребности с требованиями окружения. Высокое значение этого фактора характеризует сдержанного и работоспособного человека, реалистично воспринимающего жизнь. Такие люди, как правило, отличаются способностью следовать требованиям группы.

    Высокие значения по фактору L ("доверчивость – подозрительность") указывают на склонность испытуемого придавать излишнее значение ситуациям, вызвавшим у него отрицательные эмоции. Такие люди ревнивы, завистливы, подозрительны. Они почти не заботятся об окружающих, у них плохо налажено взаимодействие с коллективом. При низких значениях этого показателя человек отличается откровенностью, доверчивостью, терпимостью и уживчивостью.

    Высокие значения фактора О ("уверенность в себе – тревожность") указывают на недовольство субъекта сложившейся ситуацией и своей ролью в ней. Также это может быть характерно для лиц с депрессивными симптомами. Такие личности в групповой деятельности мало эффективны. При низких значениях этого фактора индивидам свойственны хладнокровие, уверенность в себе, безмятежность, отсутствие чувства вины, равнодушие к мнению окружающих. Их довольно трудно вывести из себя.

    Необходимо учитывать, что наиболее информативными является комплексный анализ полученных результатов. По показателям всех 16 факторов строится "профиль личности". При его интерпретации внимание, в первую очередь, уделяется "пикам" – максимальным значениям (от 8 до 10 стенов), а также, – минимумам (от 1 до 3 стенов).

    На основе 16 факторов первого порядка Кэттелом были выделены факторы второго порядка. Если первичные показатели Кэттел называл чертами личности, то вторичные – это уже, с его точки зрения, типы личностей. Факторы второго порядка, как и первого, дают информацию, значимую для обследования. Они позволяют выявить уровень тревоги и эмоциональной напряженности, экстраверсии, интроверсии, порог фрустрации, степень независимости поведения и др.


    Данные экспериментальных исследований показывают, например, что психопатологические состояния личности могут быть определены с помощью фактора уровня тревоги и эмоциональной напряженности, который хорошо дифференцирует лиц с эффективной психической адаптацией и со стойкими ее нарушениями. Вторичный фактор, отражающий порог фрустрации, информативен для диагностики склонности к возникновению психопатологических явлений в условиях стресса.

    Недостаток теста Р. Кэттела – это отсутствие популяционного стандарта для адаптированного на русской выборке варианта испытания. Поэтому 16-факторный опросник может использоваться только как вспомогательное средство. Он позволяет сопоставлять изучаемых людей и их группы между собой, но не дает представления об отношении этих данных к популяции в целом.

    Кроме того, тест 16 PF не предоставляет информации о таких личностных факторах, как мотивы поведения человека, его потребности, интересы, ценности, то есть не объясняет, почему испытуемому характерны те или иные индивидуальные особенности. Для диагностики этих переменных требуются совсем другие тесты.

    Литература:

  • Л. Бурлачук, С. Морозов, Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
  • А. Анастази, Психологическое тестирование. М., 1982. Т.2.
  • Cattell R., Eber H., Tatusuoka M. Handbook for the 16 PF in clinical, educational, industrial and research physiology. Illinois, 1970.

    При использовании материала ссылка на проект HRM обязательна

  • Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также


    Стоит ли использовать тесты в процессе отбора и оценки персонала

    Вопрос, часто волнующий менеджеров по персоналу — стоит ли использовать тестовые методики в процессе отбора и оценки персонала, и если да, то какие?

    Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

    Статья знакомит с историей вопроса: кто, как, когда и зачем изучал эмоциональный интеллект и какие практические результаты получил. Стоит сразу оговориться, что в этой статье речь пойдет, в основном, о зарубежных исследованиях эмоционального интеллекта
    ''Компьютерные методы в оценке персонала''
    Подбор персонала. Глава 6. методы оценки кандидатов Тестирование
    Методика Несуществующее животное

    Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM